Эффект незавершенного действия

(Глава из книги Маргариты Семикозовой "ОТПУСТИ СВОЮ БОЛЬ")

  • Немного теории.
  • Упражнение на завершение.
  • Случай из практики. (имя и местность клиента изменены для соблюдения конфиденциальности).

 

Вопрос:

- Подскажите, как справиться с этим, если нет возможности завершить действие так, как хочется?

Ольга.

Ответ:

Ольга, добрый день! К сожалению, вы не написали, о каком незавершении идет речь. Но давайте попробуем разобраться.

Эффект незавершенного действия — один из интереснейших и наиболее изучаемых эффектов в психологии. Он заключается в том, что мы гораздо лучше (почти в два раза) запоминаем те действия, которые по тем или иным причинам прервали. Этот эффект назван эффектом Зейгарник.

Блюма Вульфовна Зейгарник (1900-1988) училась в 20-е годы ХХ века в Берлинском университете у известного психолога Курта Левина. В этом же университете преподавали более известные в те времена психологи и классики гештальт-психологии Вольфганг Келер, Курт Коффка, Макс Вертгеймер, но они занимались философией, теорией, изучали отдельные эффекты восприятия.

Курт же Левин, немецкий, а затем американский психолог, был близок к гештальт-психологии. Его всегда интересовала личность человека, мотивы поведения. Он разработал с помощью эксперимента методики изучения мотивации, в частности уровня притязаний, запоминания законченных и незаконченных действий и др.

Левин щедро делился знаниями со своими студентами, поддерживал их научные поиски. В своих воспоминаниях Блюма Вульфовна описывает его как человека, полностью поглощенного наукой, «рассеянного профессора», который может обсуждать пришедшие в голову мысли в самом неподходящем для этого месте, например, в галантерейном магазине. Однажды новая идея возникла при переходе улицы и Левин, прикрепив свой блокнот к борту грузовика, начал было ее записывать, но едва не упал, когда грузовик внезапно тронулся. Кстати, идею, которую Левин с риском для жизни так старался запечатлеть, позже подтвердил один из его учеников в своем эксперименте.

Подобная история произошла и с Зейгарник. Идея ее эксперимента возникла у Курта Левина тоже не в самом академическом месте – в небольшом берлинском кафе, где он вместе со своими студентами часто бывал, обсуждая научные проблемы. Материал для экспериментов можно найти везде, считал Курт Левин. И обратил внимание на поведение официанта, который легко запоминал то, что заказывали его клиенты. Но как долго официант может помнить заказы своих клиентов?

Попросив официанта подойти, Левин уточнил у него, что заказали клиенты, сидящие у окна. Официант легко вспомнил заказ этой пары. Но вспомнить, что ели другие клиенты, которые уже расплатились и направлялись к выходу, оказалось для официанта более сложной задачей. Он начал перечислять и запутался. Почему так произошло? Зейгарник предположила, что после того, как клиенты расплатились, у официанта уже больше нет необходимости помнить заказ, но пока этого не произошло, он должен держать все в голове. По всей видимости, человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия.

Идея была замечательной, но необходимо было ее развить и получить экспериментальное подтверждение. Этим и занялась Зейгарник. Во время опыта испытуемому предлагали выполнять несколько различных заданий. Рядом сидела Зейгарник и периодически, под разными предлогами прерывала выполнение некоторых заданий. Она делала это специально, но испытуемые об этом не знали, полагая, что просто происходят небольшие накладки. Количество завершенных и незавершенных заданий было одинаковым. После окончания эксперимента все задания убирали из поля зрения испытуемого, а потом, как бы случайно, его просили припомнить, что это были за задания. Здесь и обнаружилось, что испытуемые лучше запомнили те действия, выполнение которых было прервано. Причем разница оказалась довольно большой, незавершенные действия запоминаются в 1,9 раз лучше, чем завершенные.

Ольга, возвратимся к Вашему случаю. Здесь есть несколько вариантов решения вопроса.

 

Упражнение.

Вспомните Вашу ситуацию и мысленно проделайте завершение, которое вы хотите. И повторяйте такое действие до тех пор, пока почувствуете состояние завершенности.

 

Случай из практики.

У меня был случай с клиенткой. Она помнила свою обиду на мальчика 13 лет, когда еще была в пионерском лагере. Ситуация была такая. Мальчишка приставал к ней постоянно, задирал и девочка его сторонилась. Как-то было у них собрание, что-то они обсуждали. Все дети сидели за партами. Она тоже. Ей было неудобно, потому что к ней подошел и встал рядом тот мальчишка. Увидев, что она хочет встать с места и уйти, он ей просто приказал:

- Сиди на месте, а то ударю.

Она все же встала и тут же получила удар ребром ладони по шее. Взрослая 45-летняя женщина помнила этот случай почти 30 лет. Стали с ней работать.

Я попросила ее представить какого-нибудь человека, героя фильма, книги, или может быть родственника или знакомого, который мог бы справиться с этой проблемой. Стали искать героя. Среди людей не нашли, ничего ей не отзывалось. Ни фея, ни Никита, ни женщина с веслом. Тогда стали искать образы среди животных. Она сказала:

  • Вот если бы я была пантера, я бы смогла выскользнуть из-под его руки и не получила бы удара.

Я попросила ее представить эту картинку, и через некоторое время спросила ее, как она себя чувствует. Она сказала, что лучше. Но по ее виду и голосу я поняла, что полного завершения ситуации не произошло. Тогда я попросила ее посмотреть, что было с мальчишкой, когда она увернулась от его удара. Она сказала:

- Он с размаху ударил по парте ребром ладони.

- И как он себя чувствует после этого? - спросила я.

- Ему очень больно, - сказала она и засмеялась.

Это и было завершением ситуации. Примерно по такому же принципу попробуйте и Вы поискать.

Автор: психолог Маргарита Семикозова.

Материал размещен в разделах: 

Переслать эту страницу в мессенджер или в соцсеть:

 

Комментарии и отзывы

Предварительно войдите в соцсеть "ВКонтакте", чтобы иметь возможность оставлять комментарии на нашем сайте. Если слева отображается ваша фотография, значит Вы уже вошли:

 

Подписаться