Групповые процессы и динамика группы, стадии развития отношений в коллективе, что делать на разных этапах - подборка обучающих видео для психологов, тренеров, педагогов и руководителей
Групповая динамика — это развитие группы людей во времени, которое вызвано взаимодействием участников между собой и внешним воздействием на группу. Иначе говоря, это этапы, которые проходит любой коллектив в процессе общения и совместной деятельности.
Видео 1. Групповая динамика. Стадии развития группы в тренинге!
Группы, как и люди, имеют свой жизненный цикл. Группа переживает разные стадии развития, прежде чем полностью раскроет свой потенциал. При этом, как и у отдельных людей, речь в основном идет о развитии в тех областях, которые связаны с работой и любовью. В отношении группы «любовь» означает: участники должны ценить и понимать друг друга, быть готовы оказывать поддержку. «Работа» означает: участники в состоянии распознать ресурсы каждого и осмысленно их использовать, они готовы сотрудничать, ставить цели, принимать решения, решить проблемы и учиться.
4 стадии развития группы
- Стадия знакомства
- Стадия распределения внутригрупповых ролей
- Стадия устойчивой работы группы
- Стадия завершения группы
- Стадия знакомства
Здесь происходит знакомство участников, эмоциональная оценка окружающих и ситуации. Участник отвечает для себя на вопросы: Комфортно ли мне здесь? Как поведут себя окружающие? Как лучше себя вести? Кому здесь можно доверять?
Как понять, что сейчас именно этот этап:
- участники сидят далеко друг от другу, иногда отсаживаются подальше, свои вещи держат рядом
- позы закрытые
- участники практически не общаются между собой
- мало вопросов, возражений
- участники выполняют задания, следуют правилам
- активность группы небольшая, основной лидер – это тренер
Что делать: озвучить правила работы, познакомить между собой участников, создать комфортную для работы обстановку.
- Стадия распределения внутригрупповых ролей
В группе появляются лидеры, которые делают взаимодействие группы более эмоциональным. Лидеры активизируют группу, организуют взаимодействие в мини-группах. Также лидеры могут и дезорганизовать работу (уводить разговор в сторону, высказывать многочисленные возражения).
Как понять, что сейчас именно этот этап:
- группа может разделяться на пары, тройки
- общение более активное, очень часто может отходить от сути
- задания могут выполняться невнимательно, группа отступает от правил
- большая активность, много вопросов, уточнений, возражений
- есть несколько активных ярких участников
Что делать: пользоваться возросшей энергетикой группы, ускорять динамику (повышать сложность заданий, скорость их выполнения), постоянно менять состав мини-групп в упражнениях для скорейшей адаптации участников друг к другу.
- Стадия устойчивой работы группы
Сейчас максимальная работоспособность, когда вся группа сосредоточенно работает на достижение цели. Участники доверяют друг другу и готовы к сотрудничеству. Микроклимат в группе ровный, спокойный, комфортный.
Как понять, что сейчас именно этот этап:
- открытые позы, лица спокойные открытые
- высокая активность
- участники готовы воспринимать критику
- группа способна выполнять максимально сложные задачи
- группа выполняет правила, либо правила адаптируются под запросы группы
- настроение рабочее, собранное
Что делать: поддерживать работоспособность группы, раскрывать максимально сложную информацию, давать объективную обратную связь.
- Стадия завершения группы
Это этап завершения общения, когда участники подводят итоги тренинга, резюмируют для себя самое ценное. Участники в эмоционально приподнятом настроении, активны, доброжелательны.
Как понять, что сейчас именно этот этап:
- участники максимально раскованы
- активное общение между собой, в котором участники делятся выводами
- хорошее настроение, возможно небольшое сожаление о том, что тренинг уже завершается
Что делать: помочь каждому участнику подвести итоги работы и выделить для себя самое главное. Собрать обратную связь, организовать необходимые процессы – обмен контактами, информацией и др. Завершить общение на позитиве!
Источник: mtrening.com
Подход Б. М. Мастерова к выделению этапов в процессе групповой работы
Б. М. Мастеров (1995) предлагает различать тренинговые группы со спонтанной и управляемой динамикой, подразумевая разные уровни доминирования ведущего. В группах этих типов выделяемые стадии несколько отличаются.
4 стадии развития групп со спонтанной динамикой
- Заключение первичного психологического контракта, знакомство, притирка участников, поиск тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности.
- Эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.
- Самораскрытие и рефлексия, обратные связи.
- Выход из ситуации "здесь и теперь", преодоление "оранжереи", социальная реабилитация, завершение.
5 стадий развития групп с управляемой динамикой
- Заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.
- Рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.
- Личностные проекции, самопознание, углубление обратных связей, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.
- Изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.
- Выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.
При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной или поведенческой метафорой.
Л.М. Митиной (1994) была предложена модель конструктивного изменения поведения, включающая стадии и процессы, происходящие на каждой стадии. Выделяются четыре стадии изменения поведения участника тренинга: подготовка, осознание, переоценка, действие.
Видео 2. Тренинг для тренеров. Управление групповой динамикой
Всё как у любого живого организма
Классификация Клауса Фопеля стадий развития группы с активным обучающим взаимодействием.
1. Рождение группы. Взаимодействие планируется и разрабатывается; уточняются цели группы; разрабатывается программа; обсуждаются формы работы.
На этой стадии большинство участников ощущает любопытство, неуверенность и некоторую застенчивость. Каждый надеется быть принятым и найти место в учебном сообществе.
2. «Раннее детство» группы. участники ближе знакомятся друг с другом, обнаруживают общих знакомых или общее хобби; замечают сходство и различия в жизненных целях, ценностях, надеждах и опасениях, в жизненном опыте. Группа устанавливает правила, происходит разделение ролей и задач.
Отношения внутри группы становятся более дружескими, участники — более терпимыми, постепенно возникает доверие и ощущение уверенности.
3. Начало работы. Эту стадию можно сравнить с «начальной школой». Группа начинает работать над своими целями, распределять задачи и принимать на себя обязанности. Участники готовы вносить свой вклад в жизнь группы и активно работать. В то же время, группа учится обращаться с «помехами»: участники реагируют на мешающее им поведение ведущего и других членов группы. Обсуждают темп работы (для кого-то он слишком медленный, для других — слишком быстрый). Часто эти реакции выражаются в посторонних разговорах или обсуждении происходящего за пределами группового пространства.
4. Период конфронтации. Этот период можно сравнить с «подростковым возрастом» группы. Сильнее проявляются различия между участниками, возникают конфликты, которые прорабатываются либо игнорируются; яснее «вырисовываются» личности отдельных людей, формируются альянсы и подгруппы. На этой стадии групповые цели и способы действия проверяются и порой определяются по-новому.
Некоторые члены группы чувствуют себя раздраженными, подавленными, недооцененными или обделенными вниманием. Другие, наоборот, довольны своим местом в группе и испытывают чувство, что могут действовать свободно. И всегда есть кто-то, кто раздумывает, стоит ли ему продолжать работу.
5. Развитие синергии. Когда группа научается успешно обращаться с «помехами» и конфликтами, она достигает стадии зрелости, так называемого «взрослого возраста». Участники в основном идентифицируются с целями группы и обнаруживают, что совместная работа столь же важна, как и личность каждого со всеми ее сильными и слабыми сторонами.
Члены группы становятся более толерантными, терпимыми к чужим слабостям и недостаткам, в большей степени ответственными за собственное поведение. Они больше не считают, что «виноват» ведущий или другие. Группа готова признавать успехи, принимать различия и решать конфликты. В естественных группах обсуждаются мероприятия, разрабатываются временные планы и обговаривается возможность их реализации в будущем, участники чувствуют себя компетентными, живыми и сплоченными.
6. Завершение работы группы. Можно сказать, что это тот момент, когда пора покидать «родительский дом и вставать на ноги». Закончилось запланированное время работы группы, и она выполнила свои задачи. Многие ведущие выделяют время для обсуждения прошедшей работы, достигнутых успехов и нереализованных желаний.
Участники довольны в большей или меньшей степени. Некоторым кажется, что все, что было возможно, достигнуто. Другие предпочли бы провести еще несколько встреч. Если группа работала хорошо и возникла высокая степень синергии, то участники ощущают печаль в связи с окончанием встреч и втайне желают продолжения. Кому-то расставание дается легче, и он чувствует облегчение от возможности покинуть группу.
Переслать эту страницу в мессенджер или в соцсеть:
Еще по теме:
Что люди прочитали
За ближайшие минуты:
- Софья Пименова - практикующий психолог, семейный консультант - статьи, видео
- Зацепило до слёз
- Долго и счастливо - все о мужчине, женщине, семье и детях - видеозаписи телепередач с семейным психологом Ольгой Троицкой
- Смешные диалоги о жизни и взаимоотношениях из уст детей и взрослых
- Притча "5 мудрецов" о предназначении и жизненных путях человека
- Что такое психологическая зрелость, или как понять - повзрослел ли человек?
- Лечение травами - видео травницы Зайцевой, причины болезней, простые рецепты и лекции для врачей
- Олег Гадецкий - биография, лекции, видео, тренинги, книги
- Групповые процессы и динамика группы, стадии развития отношений в коллективе, что делать на разных этапах - подборка обучающих видео для психологов, тренеров, педагогов и руководителей
- Всё происходит между Вами и Богом
Комментарии и отзывы
Предварительно войдите в соцсеть "ВКонтакте", чтобы иметь возможность оставлять комментарии на нашем сайте. Если слева отображается ваша фотография, значит Вы уже вошли: